О шаманских бубнах народов Дальнего Востока

Автор:

22 августа 2018

Бубен – главнейший в шаманских практиках, верный спутник жреца в путешествиях между мирами живых и мертвых. Родиной шаманизма принято считать огромный ареал, простирающийся на севере и в средней части Евразии, начиная от Лапландии, заканчивая Корейским полуостровом. Однако характерные черты религиозной культуры существуют и у других народов, населяющих планету. Помимо Сибири и Дальнего Востока культ процветает в Южной Азии, Центральной, Южной и Северной Америке. Шаманизм был распространен в культуре Древней Руси, в Ирландии, Узбекистане, Армении, странах Ближнего Востока.

Что касается этимологии слова «шаман», считается, что это коренной тунгусо-манчжурский термин, пришедший из санскрита благодаря китайским буддистам. Основа «ша» в переводе с тунгусского означает «знать», в санскрите Śramaṇa – «буддийский монах, аскет», промежуточный китайский термин – sha-men. Таким образом, возникло определение, что шаман – это аскетический человек, владеющий знаниями.

Значение, для чего используются

Для шамана он не просто инструмент для проведения ритуала, а помощник, сущность, наделенная духом, крылатый конь, вскормленный аракой и молоком. Он становится проводником, помогающим совершать путешествия во времени, проникая в нижние и верхние миры сквозь пласты реальности. Обладает собственной жизненной энергией, помогает шаману не только камлать, а также:

  • проводить медитации, входит в транс самому, вводить в него других;
  • видеть прошлое, настоящее, предсказывать будущее;
  • возносится в Небо, посещать середину мира, затем опускаться в нижние миры;
  • путешествовать между мирами, беспрепятственно возвращаясь в нашу реальность;
  • призывать на помощь добрых духов, магических существ, созданий;
  • противостоять колдовству, другим сильным чарам;
  • проводить обряды очищения, защиты от духов, сущностей из потустороннего мира;
  • многократно преумножать магическое действие проводимых обрядов;

Бубны бывают только у сильных шаманов, причем рабочим должен быть только один, а за всю жизнь жреца их должно быть не более девяти, иначе владелец покинет мир живых.

Какое значение имеет камлание, ритуальное песнопение? Считается, что они благотворно влияют на мысли, тонкие энергетические структуры человека. Звук, извлекаемый из кольцевидного обода, обтянутого кожей, помогает входить в состояние измененного сознания. Это необходимо для беспрепятственного налаживания контакта с высшими, потусторонними силами. Звуковые вибрации повышают концентрацию, очищают, гармонизируют эмоции, психологическое состояние. Позволяют настраиваться на вибрации Космического Древа Жизни, Первоосновы Мира, Источника всего сущего.

Легенды и сказания

Связь бубна с Космическим Древом не случайна, ведь если верить легендам, мифам и сказаниям, появление первого во Вселенной музыкального инструмента жреца напрямую связано с Источником всего сущего.

Легенда первая

Наступил день, когда в Сердце Мироздания, где произрастало Космическое Дерево Жизни, разразилась свирепая буря. Мощный ураган был настолько силен, что даже Космическое Древо еле удерживало его порывы. Когда буря стихла, одна из ветвей обломалась, упала на Землю. Ветвь обнаружил шаман, наученный духами, сделал из нее основу для бубна. Так возник первый инструмент для камлания, наделенный сверхъестественными способностями. Он стал верным другом, помощником жреца, проводником для путешествий между мирами.

Легенда вторая: китайская

По китайской легенде помощник первого шамана Ван Саню был добыт с помощью Небесной Женщины. Ван Сань был флейтистом, мужем принцессы, младшей дочери бессмертного старца Шэнь-Саня, живущего в Небесных Чертогах. Ослепительная Ци-цзе влюбилась в смертного, убежав к нему на Землю. Разгневанный отец решил вернуть непокорную дочь силой, а когда привез домой на Небеса, заточил в высокую башню.

Тогда принцесса Ци-цзе послала на Землю оленя, который должен был научить Вань Саня, как добраться до Небесных Чертогов, чтобы освободить возлюбленную. Олень посоветовал юноше посадить галоян. По мощному ростку, который вырос до Неба, флейтисту удалось попасть в запретные чертоги.

Попав на небо, флейтист повстречал могущественного старца Шэнь-Саня и сестер своей возлюбленной. Старец, отец любимой, дал ему три задания, которые должны были решить будущее пары.

  • Первое задание – разрушить стену.
  • Второе – свить веревку из отрубей.
  • Третье – украсть у обезьян бубен Небес.

С первым, вторым ребусами Ван Сань справился с помощью сестер Прекрасной Ци-цзе. Последнее задание пришлось выполнять самому. Прежде чем отправиться на Гору Обезьян обмазался жидкой глиной, чтобы стать похожим на каменное изваяние. Ему удалось обвести животных вокруг пальца. Обезьяны приняли его за статую, рядом и с которым и поставили дерево с магическим шаманским предметом.

Флейтисту удалось обмануть обезьяну-стражник. Когда обманутое животное запрыгнуло в мешок, Ван Сань быстро снял вожделенный предмет и кинулся прочь. Обезьяны погнались за смелым юношей, но с помощью хитростей, ему удалось обмануть и их, благополучно вернувшись в Небесные Чертоги.

Старец Шэнь-Сань, увидев флейтиста Ван Саня живым, разгневался, решил во что бы то ни было погубить. Он начал стучать волшебным посохом по бубну, но от первого удара стала осыпаться листва, от второго – дико задрожали стены Небесного Чертога. Бесстрашный юноша остался невредим, ни упало даже волоса. Наоборот, он взял в руки посох, ударил в бубен и бессмертный Шэнь-Сань опрокинулся навзничь и умер. Флейтист вместе с возлюбленной, ее сестрами и оленем вернулись на Землю, где Ван Сань стал жрецом, помогал людям.

Легенда третья, ненецкая

Сказания, схожие с предыдущими легендами, есть у большинства сибирских народов, например, у ненцев. По ненецкому сказанию Первого Небесного Жреца к Древу Жизни отправила Хозяйка Горы Мироздания. Она сказала, что там он найдет магический бубен для межвременных путешествий, а также: одеяние, маску, зеркала, колокольчики, прочее. Впоследствии на этом же месте находили священные предметы и другие шаманы.

Строение, символические рисунки

Для обычного смертного бубен шамана – это просто музыкальный инструмент. Что касается жреца, для него он становится мостиком, проводником в другие миры, лодкой для путешествий по реке времени. Это крылатый конь, вскормленный араком и молоком, оленья упряжка, помогающая свободно проникать сквозь время и расстояние, без труда вновь возвращаться в реальный физический мир. Конструкционно представляет собой:

  • Основу, обод круглой, овальной или грушевидной формы, которое обтягивают кожей. Для него используется специальная древесина, причем для изготовления ритуального предмета подходит не каждое дерево. У разных народов Севера есть исконно свои традиции, связанные с поиском идеального сырья. Одним, как найти то самое дерево подсказывают духи, другие считают, что для этих целей идеально подходит то, которое поразила молния, буря. В некоторых народах вначале заходят в лес с топором, затем, закрыв глаза, наугад выбираю нужное дерево.
  • Внутри находится рукоять и прутья, на которых крепят всевозможные ритуальные подвески, трубочки, фигурки, кольца. Считается, что они увеличивают силу, духовную мощь готового бубна.
  • У некоторых народов, народностей принято украшать культовое изделие рисунками, причем каждый символ не взят просто так, а имеет сакральный смысл.
  • Колотушка – еще одно обязательное дополнение. По классическим канонам вырезается из березы, кедра, обтягивается мехом, тонко выделанной шкурой животного. К ритуальному предмету часто привязывают колокольчики, кольца, издающие звенящий звук во время ритмичных ударов. Колотушка также участвует в различных обрядах, используется для гаданий, исцелений, других целей.

Практически у всех сибирских народов культовые предметы изготавливал не сам жрец, а его сородичи. Мужчины занимались тем, что изготавливали деревянные части, вытесывали основу, затем придавали ей определенную форму. После занимались ковкой металлических подвесок, нанесением магических рисунков, установленных традициями, характерных для данного народа. Часть работы приходилось выполнять и женщинам. Они занимались выделкой животных, рыбьих кож, натягиванием и пришиванием готового материала на обруч. Затем они приступали к декору, украшая готовое изделие в соответствии с требованиями, традициями.

Когда инструмент был готово, жрец приступает к специальному обряду оживления. У каждой народности, поселения это свой ритуал, технология, выработанная столетиями. Зачастую все начинается с того, шаман вскармливает свой новый бубен молоком, хлебом, медом, сливочным маслом, окуривает табачным дымом, травой. Затем проводит обряд камлания, во время которого в него вселяются души деревьев, животных, давших материал для изготовления. После рассказывает о своей жизни, дает обет служить живым людям, духам, которые застряли между мирами, нуждаются в помощи, чтобы попасть в мир мертвых.

Сакральные рисунки

Что зачастую рисуют на шаманских бубнах? Используется символика разной сложности. Это могут быть простые круги, повторяющие форму основного предмета или сложнейшие композиции, где изображается сам шаман, стилизованные деревья, животные, птицы, небесные светила, другое.

  • Рисунки всегда становятся зеркальным отражением строения Вселенной, того, как это видят те или иные народы, что об это говориться в мифах, легендах, сказаниях.
  • Чаще всего изображалась плоская земля с горами, водной гладью, над которой висело опрокинутое вершиной вниз, куполообразное небо.
  • Иногда они отражали особенности местного колорита, народа, к роду или группе которого принадлежит шаман.

Считалось, что обязательно нужно изображать три мира, представляющих Мироздание, рисовать и существ, которые там обитают. Согласно мировоззрению народов Сибири, дальнего Востока наша Вселенная расчленена по вертикали на Небесный (верхний), Средний (земля и вода), Нижний (подземный) миры.

  • Верхний мир означает Небо, поэтому в этой части рисовали оленей, птиц, других небесных существ.
  • Средний – это наш, физический мир, в этой части рисовали юрты, жителей поселения, домашних животных.
  • Нижний мир, находящийся под землей, по верованиям и преданиям северных народов был населен змеями, ящерицами, другими пресмыкающимися и гадами, которых и рисовали в самом низу.

В верхней части, там, где по преданиям находится Небесный мир, часто изображаются небесные светила, Солнце и Луна. Есть и наша планета Земля, которая рисуется символически, в виде оленя, лося, другого священного животного. Подземный, Нижний мир зачастую выражен в рисунках, изображающих ужасных, фантасмагорических сущностей без голов, конечностей, с различными уродствами.

Часто встречается изображение Древа Мироздания. Оно как бы прорастает во все три мира одновременно, что символизирует целостность, гармонию всего сущего. Стоит отметить, что у каждого нарисованного Мирового Древа есть физический прототип, настоящее дерево, вместилище и символ жизни какого-то конкретного жреца.

  • Пока повелитель стихий жив, рядом с деревом проводятся обряды, ритуалы, жертвоприношения.
  • Когда дерево погибает, значит, вскорости смерть настигнет самого жреца.

На ударную поверхность также наносят изображения духов, помогающих шаману. По набору символов визуально можно определить, насколько могущественен жрец, какова его сфера влияния, какие из духов находятся в числе его соратников, помощников.

Сакральные рисунки, стилизованная символика несут огромную внутреннюю силу, смысловую нагрузку. По сути, получалась схематическая карта Вселенной, дающая представление о структуре мироздания, существах, духах, населяющих каждый мир.

  • Изображения наносятся на ударную плоскость, иногда – обод изделия.
  • Рисунок наносится до того, как на ободок натягивается кожа.
  • Символическая картинка у каждого отдельно взятого жреца может быть своей, но обязательное условие – должна содержать магический, космогонический смысл.
  • Как уже говорилось, обод, колотушка изготавливают из специально выбранного дерева.
  • Кожа для обтяжки используется животная, рыбья, особой тонкой выделки, без применения химических составов.
  • По многовековой традиции во время натяжки шкуры на основу происходит непосредственно рождение бубна.
  • В фабричных аналогах такого не происходит, с ними не возможно будет проводить настоящие ритуалы, обряды. Здесь должна задействоваться особая энергетика, которая и делает готовую работу живой, а не бездушной.

Для нанесения сакральных изображений использовали в основном красную краску, реже – черную, белую. Некоторые группы эвенков рисовали желтыми, зелеными колеровочными составами.

Живые и мертвые бубны

Далеко не все музыкальные принадлежности шамана обладают магическим действием, помогая войти в транс.

В этом плане особую ценность приобретают ритуальные предметы ручной работы, изготовлены с соблюдением многовековых традиций, сделанные с пониманием тонкостей процесса рождения нового проводника между мирами. Если решитесь купить бубен, желательно выбирать тот, что изготовлен самим шаманом, или мастером, посвященным в тайны древнего ремесла. Практикуясь с ним, легко удастся установить мощную энергетическую связь с другими мирами, получать от общения мощный позитивный заряд.

Что такое камлание?

Лишь немногие избранные смогут стать сильными шаманами. Это под силу только человеку, который сможет пройти тернистый, многоступенчатый путь. Чтобы стать тем, кто получит власть над Духами, потусторонними силами, обитающими в разных мирах. Как происходит выбор избранника, становление жреца у разных народов?

  • Когда умирает старый представитель древнейшей касты, начинается поиск нового. Причем последователем может стать кто-то из родичей умершего, либо совершенно посторонний человек, пока не знающий своего предназначения.
  • Как понять, кто избранный? Поведение такого человека характеризуется стремлением к уединению, тем, что он периодически впадает в транс, начинает общаться с невидимым миром. Так происходит процесс обучения, когда избранный учится, осваивает новые знания, чтобы потом помогать в мире живых.

На этапе становления избранного посещают Духи, зовущие и забирающие с собой в тонкий мир сновидений. Мозг, тело свыкаются с этим не сразу. Отсюда необычные поведенческие реакции, характерные для тех, кому приходится одновременно пребывать в физическом мире и царстве сновидений.

Именно в этом состоянии начинается камлание, помогающее ощущать тонкую грань между мирами, не потерявшись в каком-то из них. Чем дольше длится обряд, тем глубже жрец погружается в мир сновидений, обиталище Духов, где предстоит выполнить определенные задачи. Состояние транса длится до тех пор, пока продолжается камлание, после чего путешественник благополучно возвращается в физически ощутимый, реальный мир живых.

Как выглядит ритуал

Он начинается с облачения в ритуальные, магические одежды. Затем жрец берет в руки бубен, монотонными ритмичными звуками «бом-бом» призывает Духа, своего покровителя. По мере нарастания мощи ударов наступает состояние транса, когда появляется способность ощущать незримый тонкий мир. В таком состоянии духи говорят, к кому следует обращаться с той или иной просьбой. После жрец призывает помощников, которым предстоит самим выполнить задание либо стать спутниками во время путешествия между мирами.

Во время камлания все присутствующие должны внимательно слушать, что произносит жрец. Он подробно рассказывает, о чем разговаривает с потусторонними сущностями, духами. Присутствующим желательно принимать непосредственное эмоциональное участие в процессе камлания. Во время обряда стоит сдерживать негативные эмоции, думать только позитивно, сопереживать, сочувствовать. Это дает надежду на скорейшее решение проблемы, выздоровление от недугов.

Бубны народов Сибири

Якутский

Называется тюнгюр-дюнгюр, характерен необычной овальной, яйцеподобной формой. Имеет средние параметры, продольный диаметр составляет не более 0,6 м.

  • Основа шириной до 0,1 м вырезается из массива лиственницы, часто в ней проделываются специальные щели.
  • Имеет на внешней стороне до 9-12 одинаковых или разных по высоте столбиков-резонаторов, на которые натягиваются жильные нити.
  • Внутренняя часть деревянной основы-кольца дополняется обыкновенными или фигурными металлическими скобами. На них вешаются металлические подвески, изображающие фигурки рыб, животных, птиц.
  • Обтягивают обруч телячьей или козлиной тщательно выделанной вручную кожей. Сырье сначала вымачивают, затем плотно натягивают, зачастую пришивая близко к краю обода
  • Внутри основы крепят крестовину из железа или дерева, расположив по диаметру на четырех ремнях. Ее украшают резьбой, часто в верхней части крепят дугообразный металлический стержень с подвесками.
  • Для изготовления колотушки используют разные натуральные материалы. Это может быть массив дерева, например, лиственницы, как альтернатива – рог оленя, лося. Колотушку делают в виде лопаточки, с одной стороны обтягивают шкурой, камусом оленя, с другой – украшают колечками. Ручку часто украшают резьбой, изображая голову медведя, волка.

Для хранения ритуальных изделий якуты используют специальные мешочки, называемые дунгур каата.

Эвенкийский

Характерные черты изделий: овальной формы, большие, до 100 см в продольном диаметре. Деревянная основа шириной до 15 см с шишками резонаторами разной формы, длины. На резонаторы натягиваются тонкие ремешки. В некоторых случаях обтяжку к кольцу пришивают стежками, а не наглухо. К внутренней стороне основы-кольца, по диаметру крепят фигурные скобы с подвешенными к ним металлическими кольцами, трубками.

  • Внутри на коротких ремнях крепится металлическая крестовина.
  • В центре нее расположены два железных концентрических кольца, на большем из которых подвешиваются подвески в виде длинных, полых трубочек.
  • Вверху крестовину дополнительно украшают фигурками оленей, птиц, декором в виде стилизованных оленьих рогов. Ритуальные элементы изготавливают из меди, железа.

Колотушка вырезается из древесины, одна сторона обтягивается оленьей кожей тонкой выделки, вторая разрисовывается символическими рисунками.

Чукотский

У чукчей музыкальный предмет называется «яр, ярар», внешне он схож с теми, которыми пользуются эскимосы, проживающие на американском континенте.

  • Конструкционно представляет собой деревянный круглый обод с прикрепленной сухожилиями рукояткой.
  • Внешняя сторона обтянута шкурой молодого теленка, или высушенным, особым образом обработанным желудком моржа.
  • Вес инструмента небольшой, колеблется от 300 до 700 г.
  • Снаружи к кольцу-основе крепится рукоять, вырезанная из дерева, выточенная из оленьего рога, моржового клыка.
  • Ритуальных рисунков мало, либо нет вовсе. Что касается колотушки, в ее роли во время камлания выступает узкая деревянная палочка длиной до 0,65-0,7 м или полоска китового уса длиной до 0,4 м.

Эскимосский

У эскимосов священный инструмент называют «сягуякъ», внешне он похож на чукотский, но только больших размеров (до 0,9 м в диаметре), более круглой формы.

Алтайский

Традиционно состоит из основы-обода, внешняя сторона которого обтянута натуральной звериной шкурой тонкой выделки. Колотушку вырезают в форме большой ложки, обтягивают шкуркой белого зайца, обязательно самца. У алтайцев, как и других северных народов, процесс изготовления инструмента – это настоящая церемония, занимающая не один день.

  • В первый – выбирают, рубят дерево.
  • На второй – готовят для обтяжки шкуру марала, оленя, лося.
  • На третий – проводят обряд ритуального оживления.
  • После – наносят сакральные рисунки, украшают металлическим декором, лентами, прочее.

У алтайцев бубен тесно связан с жизнью и смерти владельца. Когда тот угодит к праотцам, музыкальный инструмент уничтожают, остатки развешивают на дереве, стоящем возле места, где почивает усопший.

Североалтайский

На Северном Алтае проживют челканцы, кумандинцы, табалары, народности, у которых бубен овальной или круглой формы зовется тююром. Предмет отличается большими габаритами, продольный диаметр может достигать 0,7 м.

  • Широкая основа вырезается из кедра, тальника. С внешней стороны под ней крепятся обручи, вырезанные из черемухи, в верхней части столбики, сделанные из березовой губки.
  • С внутренней стороны кольца, вверху, на кольцах крепятся ножеобразные металлические подвески. Зачастую их количество точно совпадает с числом бугорков.
  • Внешняя сторона обтягивается шкурой марала, молодого жеребца, оленя. Предварительно выделанную ее пришивают к краю кольца-основы, оставляя широкую кромку, которую позже собирают на жилу, формируя складки.
  • Внутри инструмента, по продольному краю крепится рукоять со сквозными отверстиями, вырезанная из массива березы. В верхней ее части крепят металлический стержень, куда подвешивают трубчатые подвески, колокольчики из металла, тканевые ленты.
  • Что касается рисунков, ими часто украшается рукоять, внешняя поверхность инструмента. Это могут быть символы, изображающие небесные светила, священных животных, деревья, другое.
  • Характерная особенность североалтайских и шорских изделий – отсутствие в основе жильных нитей, резонаторных трубочек. Вместо них делают специальные бугорки, между которыми закрепляется ременная петля для подвешивания.

Колотушка или орба представляет собой развилку из 3-5 веток, вырезанных из березы, таволжника. Ее обтягивают заячьей шкурой, обматывают разноцветными тканями, на конце закрепляют пучок цветастых лент.

Юкагирский

Предмет для камлания яйцеобразной формы у юкагирских народов зовется ялхилом. Характеризуется внушительными габаритами, достигая 0,65 м в поперечнике, 0,90 – в продольном диаметре.

  • Обечайка шириной до 7 см вырезается из массива лиственницы, обтягивается шкурой оленя-двухлетки. Затем приклеивается наглухо или собирается на жильную нитку по краю. Резонаторные шишки бывают, но могут и отсутствовать.
  • Сердцевина внутри инструмента крепится на ремнях, или оленьих жилах. В одних случаях это может быть крестовина из железа, кольцо из меди, в других – конструкция, сплетенная из веревок, кожаных ремней.
  • Деревянную колотушку вырезают узкой, придавая слегка изогнутую форму, сверху обтягивают оленьим камусом.

Саамский

Всего существует три разновидности саамских инструментов:

  • Первый тип больше похож на барабан, вырезанный из широкого ствола. Вначале в дереве делают спил, в котором вырезают внутреннюю часть. В оставшейся заготовке внутри проделывают сквозные отверстия, сверху обтягивают кожей.
  • Второй тип внешне напоминает чашу, вырезанную из сосны, спиленной поперек. Внутреннюю часть заготовки полностью удаляют, оставшееся кольцо шлифуют, затем обтягивают шкурой.
  • Третья разновидность – облегченный вариант бубна слегка продолговатой формы. Вначале изготавливается деревянный обод, который затем обтягивается шкурой лося, оленя. С внутренней части обода, усиленного деревянной крестовиной, крепят резные фигуры, когти, клыки животных помощников. Что касается размера, это могут быть небольшие предметы, легкие в переноске или изделия огромных размеров, поднять которые смогут лишь несколько человек. В качестве колотушки использовали заячью лапку, кость животного, олений рог.

Нанайский

У нанайцев шаманский бубен называется унчуфун, умчуфу.

  • Внешне – это овал, слегка расширяющийся в верхней части, основа узкая, с плотно приклеенной обтяжкой из шкуры козули тонкой выделки.
  • На обеих сторонах обтяжки, по поперечнику крепятся железные скобы с монетами, кольцами, другими подвесками. Иногда аналогичная скоба крепится в самом верху.
  • Внутри инструмента на веревочных петлях, ремнях, жилах крепится крестовина с небольшим кольцом в центре.
  • Снаружи поверхность изделия иногда покрывают рисунками, изображающими небесные светила, священных животных, птиц, деревья.

Бурятский

В Бурятии бубен диаметром 0,7 м называют хэсэ, кысен, кэцэ. Его форма округлая, наподобие тех, что встречаются у алтайцев, эвенков Забайкалья. На обтяжку используют качественно выделанную конскую шкуру, обечайку-основу делают с резонаторными бугорками. Рукоять вырезается в форме деревянной пластины, кольца на ремнях. Колотушка по-бурятски называется тобором или таимуром. Что касается рисунков, на местные инструменты они не наносятся.

Ороченский

Орочоны-оленеводы – эвенки, проживающие в Забайкалье, обтягивают инструменты шкурой марала.

  • Крестовину вырезают в виде кольца, закрепленного к основе ремнями. К нему часто подвязывают разноцветные ленты, к ремням крепят фигурки животных из жести, железа.
  • На внешней стороне изделия оленные эвенки часто изображают концентрические круги, фигурки людей, животных, растений.
  • Колотушку, символизирующую змею, вырезали из кости, рога животных, затем обтягивали шкурой животного. Изображение ползучего гада также наносили на ручку, одну из сторон предмета.

У восточных эвенков бубен или хутун – овальной формы, небольших размеров. Основа-обечайка шириной 10,5 см снабжена резонаторами. Внутри к ней крепятся железные скобы с трубочками-подвесками, кольцо из металла, закрепленное на плетеных или жильных нитях.

  • Охотские эвенки обтягивают инструмент оленьей сырой шкурой.
  • С внешней стороны разрисовывают по кругу красной краской.

У сымских эвенков священный бубен похож на те, которыми пользуются кеты, селькупы, отличается большими параметрами, круглой формой, часто разрисовывается сакральными символами. С внешней стороны кольцеобразной основы имеются резонаторные бугорки. Внутри крепится вертикальная деревянная рукоять в виде перекладины, декорированной резными изображениями духов.

Ненецкий

У ненцев шаманский ритуальный инструмент для камлания называется пензер, пендерко, пендер, тадибе-пензер, представляет собой круглое, овальное изделие диаметром до 0,6 м.

  • Обод-обечайка вырезается из лиственницы, ели. На внешней стороне имеется от 7-10 до 12-14 столбиков, вырезанных из березовой губки, массива березы, иногда – оленьего рога. В древности часто их вырезали из костей мамонта.
  • Изнутри кольцевидной основы крепят железные скобы с металлическими пластинками, кольцами. Сверху обтягивают шкурой дикого или домашнего оленя. Затем привязывают рукоять в форме развилки из длинной палицы и короткой боковой палки.
  • Рукоять вырезают из дерева, оленьего рога, часто декорируют резными изображениями священных животных, помощников в путешествиях между мирами.
  • В верхней плоскости инструмента крепят колокольчики на цепочке. Круг снаружи обтяжки зачастую обводят красным пигментом.
  • Колотушку в форме узкой лопатки вырезают из дерева, оленьей шкурой.

Удэгейский

Инструмент удэгейцев называется «унэчуху». Это узкоободной предмет грушевидной формы с основой, вдоль которой, по окружности, идет желобок. Внешняя сторона зачастую обтягивается шкурой новорожденного оленя, реже – пузырем животного, рыбы.

  • Внутри предмета для камлания крепят железные скобы с монетами, на ремнях – медное кольцо или крестовину из ровдуги с оленьим волосом. Снаружи ритуальный инструмент изредка украшают рисунками.
  • Узкую колотушку или гисел вырезают из древесины, с одной стороны оклеивают шкурой выдры, с другой – разрисовывают символами, изображающими тварей подземного мира: ящериц, лягушек, змей другое.

Ритуальные предметы для камлания хранят в специальном берестяном чехле, покрытом рисунками.

Нунгский

  • У нунга или селькупов это овальное изделие диаметром вдоль до 0,9 м, в поперечнике – до 0,7 м.
  • Обечайку-обод изготавливают из березовой 12-сантиметровой доски, с внешней стороны у нее есть резонаторные шишки или столбики, которых может быть от семи-9 и более.
  • Для обтяжки внешней стороны используют кожу, снятую с дикого оленя, которую после выделки не натягивают, а лишь свободно крепят.
  • Внутри изделия имеется плоская рукоять, выточенная из массива кедра, березы, декорированная символикой, изображающей духов, помогающих путешествовать во времени, между мирами.
  • К основе-кольцу во всю длину по диаметру приделывают металлические стержни, на которых крепятся подвески в фигурок орла, журавля, гагры, другое.
  • Внешнюю плоскость изделия с помощью красной краски покрывают сакральными рисунками. Изредка раскрашивают внутреннюю часть обечайки: рисуя черным медведей, красным – оленей.
  • Для капшита (колотушки) используют березу, кедр. Лопатообразная колотушка до полуметра, снаружи обтягивается кожей медведя, оленя, выдры, ручка декорируется резными элементами, изображающей духа, помощника шамана.

Хантский

Западносибирский народ ханты – это группа из нескольких народностей, отличающихся друг от друга материальной культурой, языком, типом хозяйственной деятельности. Отличия отразились и на религиозных верованиях, в частности на конструкции, технологии изготовления ритуальных предметов для камлания.

  • У северных хантов – это предмет, который называется «пензяр», похож строением с ненецким аналогом. Изделие круглой или близкой к этому форме до 0,7 м в диаметре имеет широкую основу, выточенную из березы, кедра. На внешней стороне кольца делают резонаторные столбики, которых может быть от 7 до 21. На них накладывается обруч, сверху – обтяжку из кожи оленя с завязанной внутрь монетой. Иногда в пустоты между кольцом-обечайкой и обтяжкой помещают мелкие камушки. При камлании они будут издавать характерный звук, схожий со звучанием трещотки, погремушки. Внутри, на основу крепятся скобы с металлическими кольцами, ритуальными подвесками. Изнутри вставляется березовая рукоять, обтянутая шкурой. Из березы также вырезается колотушка. Что касается рисунков, на самом изделии их нет, изнутри, на колотушке, – обязательно.
  • Среди васьюганьских, ваховских хантов распространены совершенно другие изделия. Здесь это предмет для камлания, похожий на те, которыми пользуются кеты, селькупы. Отличается характерной овальной формой, большими габаритами, сверху обтягивается кожей лося, оленя, лошади. Из березы вырезаются основа и рукоять, к ним крепят перекладины, на которых развешиваются медные бляхи. Фурнитура выполнена в виде фигурок охотника, оленя, лошади, других животных, символизирующих духов-соратников шамана. Рисунков на инструментах не делают, их наносят лишь на внутреннюю часть колотушки.
  • Казымские ханты изготавливают небольшие изделия, обтянутые рыбьей кожей. Их рукоять представляет собой березовую, еловую, кедровую планку, углы которой крепятся к основе-кольцу.
  • У березовских хантов ритуальные предметы для камлания называются «тынез». Изделия оснащены крестовиной из двух перекрещенных палок, скрепленных с основой-кольцом прочными кожаными ремнями. Крестовину украшают цветными лентами, подвешивая к ней бляхи, колечки, выточенные из меди.

У всех народностей хантов шаманский бубен для камлания ассоциируется с волшебным оленем, помогающим беспрепятственно путешествовать между мирами, возвращаясь обратно на землю. Колотушка же считается не только вспомогательным орудием для извлечения звуковых вибраций, но и самостоятельным ритуальным предметом, которым пользуются для гадания, лечения.

Айнский

Айны позаимствовали ритуальный предмет для камлания у нивхов, но у них он несколько меньший, чем нивхский, а форма овальная, чуть-чуть неправильная.

  • Широкая толстая обечайка без нагрузки изнутри, снаружи, обтягивается рыбьей кожей.
  • Крестовина сделана из толстых, скрученных между собою толстых веревок.
  • Каце техни или колотушка вырезана в виде плоской, узкой палочки, обтянутой кожей животного.

Монгольский

В Монголии это изделие яйцеобразное или практически округлое, местное название – бар, хэнгрик, дюнгур. Размеры в диаметре – до 0,4 м, узкая основа оклеивается кожей косули.

  • Крестовина кольцеобразная, связанная ремнями с обечайкой-основой.
  • В верхней части предмета, снаружи, крепится металлическое кольцо, которое украшают трубчатыми полыми подвесками, пучками разноцветных лент.
  • Внутри некоторых изделий есть металлические скобы, декорированные монетами, кольцами, подвесками-трубочками.
  • Снаружи обтяжки наносятся рисунки: линии, разделяющие плоскость на сектора, стилизованные изображения животных, птиц.
  • Тахиур (колотушка) делается в виде плети из дерева и кожи.

У восточных монголов изделия для камлания круглой формы, основа оклеивается кожей, рукоять прикреплена, снаружи, в самом низу. Конструктивно очень похожи на те, которыми пользуются чукчи, эскимосы, шаманы Китая, Северной Монголии. Крестовина сделана по принципу бурятских бубнов, представляя собой кольцо, скрепленное ремнями с основой-обечайкой. Колотушка-палочка палочки называется «гисунь», что в переводе на русский означает «слово», «речь».

Правила хранения, пользования

Особого ухода шаманские бубны не требуют, но ряд тонкостей все же есть.

  1. Не рекомендуется держать поблизости от приборов отопления, световых излучателей, на открытом, палящем солнце. Желательно не вешать на стену, а при сушке над огнем соблюдать осторожность, постоянно проверяя рукой силу натяжения мембраны, степень высыхания кожи.
  2. Хранить рекомендуется в помещениях с влажностью в пределах 50-70%. Зимой, когда комната прогревается приборами отопления, желательно пользоваться увлажнителями воздуха.
  3. Следует прятать от дождя, иначе кожа может намокнуть, провиснуть, после сушки пойти волной, вовсе испортиться.

Если создается ощущение, что звук, издаваемый бубном, получается слишком высоким, низким, рекомендуется увлажнить или подсушить его соответственно. Увлажняют осторожно, держа над паром. Просушивают, аккуратно прогревая со всех сторон. Для этого достаточно подержать некоторое время над костром, обогревателем, все время, поглаживая поверхность, проверяя натяжение, тон звучания. Шаманские бубны с доставкой в любую точку России Вы можете купить в нашем интернет-магазине «Золотой Дракон». Достаточно посетить раздел «Сувениры и украшения». Здесь же можно заказать другие музыкальные инструменты, украшения из натуральных камней, Будды и божества, керамика Риштан, предметы быта, прочее. На сайте много и других товаров, заслуживающих внимания. В этом разделе представлены благовония, аромамасла, все для ароматерапии. На этой страницекитайские пластыри, все для акупунктуры и массажа, сиропы и бальзамы, другие товары для здоровья. Оставляйте заявку на сайте, оформляйте заказ по телефону: +7 (383) 279-50-20.